Уважаемые посетители этого сайта музея. Хочу немного поделиться с вами своими воспоминаниями.
Дело в том, что до 80-ти лет я работал, а после окончания работы, уже в течении 3 х лет, на чердаке моей памяти гуляет ветер воспоминаний, который выдувает из разных закоулков всякие "прошлости". Это дало мне возможность закончить воспоминания о различных историях, в том числе связанных с моей жизнью и почти 60-ти летней трудовой деятельностью. Это заняло 230 страниц печатного текста форматом А-4. Детям будет что обо мне вспомнить.
И вот очередной сквозняк "выдул" небольшую информацию о бывших учениках школы 48, которые являются гордостью Страны, а не только школы. Нужно войти в Google на сайт "ВИДНЫЕ УЧЕНЫЕ РОССИИ" Нижнего Новгорода. Год издания 2009 год. Вам откроется книга на 220 страниц. Приглашаю Вас полистать её. https://www.yumpu.com/xx/document/read/5201327/-
1. С нами вместе учился Алик Кирюшин. Сегодня он ОЧЕНЬ известный учёный. Все данные о нём Вы найдёте на стр. 79 - 80. От всех его регалий и званий, Вы наполнитесь гордостью за НАШУ ШКОЛУ. Дай Бог, чтобы он был ещё жив и здоров, всё таки прошло уже 13 лет.
2. Во время нашей учебы в школе, 1946 - 1954 года в школе работала преподавателем Шерман Вера Исааковна. В истории школы я видел её на двух фотографиях. Старший её сын Григорий Фертельмейстер был нашим одноклассником, а затем после окончания Мед института работал врачом в Поликлинике 1 Приокского района. А второй её сын, Эдуард Фертельмейстер начинал учёбу в 48 школе, а затем перешёл в Хоровую капеллу мальчиков им. Сивухина. СегодняЭдуард Фертельмейстер - известный музыкант, который является гордостью Города, Страны и почитаем на Европейском Уровне. Весь его творческий путь и его почётные звания вы найдёте в этой же книге на стр. 172.
Смильг Григорий.
**************************************************************************************************
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ 1950-1954 Г. 4-8 КЛАССЫ. >>>
Смильг Григорий. 05.02.2022 г.
**************************************************************************************************
Выпускное фото 8 класса 1954 года. Это последнее фото "Школы мальчиков". Затем нас разделили по географическому месту проживания и два последних года мы учились уже с девочками в школе 47.
На фото Классный руководитель Андронников Кирилл Алексеевич и учительница английского языка Конюхова Елена Павловна.
Выпускное фото 10А класса 48 школ 1956 года. Фото у меня по причине, что с некоторыми ребятами мы были дружны ещё с детсада + 8 лет совместной учёбы. Учителя на фото те же.
Смильг Григорий.
**************************************************************************************************
Дети войны. >>>
Ариэль. Смильг Григорий. 19.01.2020 г.
**************************************************************************************************
А они молчали... >>>
Ариэль. Смильг Григорий. август 2019 г.
**************************************************************************************************
"МАСТЕР рисунка и не только..." (вспоминая учителя рисования Елутина Леонида Сергеевича)
Романов Дмитрий Сергеевич. Выпуск 1990 года.
Леонид Сергеевич...! Как же совестно становится, когда хочешь сказать тёплые, добрые слова, а забываешь либо фамилию, либо имя человека, а бывает и то, и другое. К сожалению - это из этой серии! Я не помню, к своему стыду, фамилию это замечательного преподавателя. Преподавателя рисунка и черчения. Наверняка все помнят этот кабинет на втором этаже, в том крыле школы, которое сейчас перестроено. Он находился буквально через стенку от нашего классного кабинета №21 (кабинет математики). Оооох, как многие его помнят!))) Но, об этом, может чуть позже.
А пока, Леонид Сергеевич - из тех педагогов, чьи уроки хотелось прогуливать меньше всего. Хотя прогуливать хотелось постоянно, однако уроки рисования, а потом и черчения - это было нЕчто. Почему, да просто потому, что они были уникальны и своеобразны.
Ну во-первых сам образ Леонида Сергеевича был неразрывно связан с карандашом, мелом и красками, последние легко находили место на его галстуке и лацканах пиджака. Отдельно о галстуке. Будучи воспитанным в эпоху и духе советского времени, каждый из нас, ребят того поколения, прекрасно помнил образ Ленина В.И. по многочисленным картинам и репродукциям, которые были размещены,ну буквально везде.
Так вот галстук Леонида Сергеевича был точь-в-точь, как у вождя мирового пролетариата. Причём - бессменно.
Однако харизма Леонида Сергеевича заключалась далеко не в галстуке.
Он –один из немногих, кто мог без труда удерживать наш неугомонный порыв энергии все 45 минут. При всём при том, никто не замечал ни времени, ни пространства!)))
Как он это делал?
На мой взгляд - МАСТЕРСКИ! Каждый его урок сопровождался чем то необычным. Одним из таких приемов - было чтение Леонидом Сергеевичем рассказов М. Зощенко или А. Аверченко. Правильнее сказать не чтение, а скорее - декламирование! Он не просто читал, он вживался в роли, менял голоса, интонации, строил гримасы в соответствии с сюжетом. Казалось, что он сам живет и кайфует в этот момент. Ну а мы вместе с ним. Единственная его просьба к нам была - смеяться потише, а просто быть в тишине и просить никого не надо было, почти все были заворожены его актерским мастерством!
Справедливости ради скажу, что и художник он был достаточно приличный.
В этом многие из нас могли убедиться на себе. Как? Тут работал другой приём Леонида Сергеевича!
Когда он давал очередное задание по рисунку или черчению, понятным образом начиналась «движуха» и суета. Чтобы сдержать подобные поползновения, он садился перед классом и начинал рисовать кого-то из нас. При этом никто не знал до самого конца урока, кого же именно на этот раз он изображает. В этом и был секрет. Класс и занимался своим делом, и был заинтригован концовкой.
Естественно, всем хотелось закончить задание пораньше, чтобы оставить больше времени на просмотр произведения самого Леонида Сергеевича.
И, честно, всегда было что ждать! Каждый из его портретов - был шаржевый, юмористический, добрый и неожиданный. Здесь не шла речь кто будет на рисунке - отличник или..! Все были равны на его портретах - все смешны одинаково!
Безусловно и я удостоился его внимания, однако, как это часто бывает, все хорошее и нужное куда-то исчезает гораздо быстрее со временем, чем что- то неважное и ненужное, иными словами мой шарж не дошёл до наших дней.)))
Но! В любом случае - в душе есть память, память о светлом человеке и о своём детстве, в котором есть уголок, связывающий тебя с ним!
Спасибо!
Романов Дмитрий Сергеевич. Выпуск 1990 года.
12.11.2021 г.
**************************************************************************************************
"Учительница первая моя"
(Бывший ученик школы Смильг Григорий Матвеевич. Годы учебы 1946 - 1954 года (с 1 по 8 классы).
Возможно мои строки вызовут интерес у сегодняшних жителей Приокского района города Нижнего Новгорода и у тех, кто учился в школе №48. Заметка посвящается всем учителям, которые учили меня и направляли на истинный путь. Эта дорога заняла 20 лет жизни: школа, техникум, институт и различные курсы повышения квалификации, а потом 32 года работы на стойках страны.
Особенно хочу вспомнить учителей начальной школы. Пусть эти строки станут им знаком ПАМЯТИ, Благодарности, Признательности за их труд.
Закончилась война и через год, в 1946 году, я пошёл в школу. Семья наша жила на Мызе, так назывался жилой комплекс в районе заводов им. Ленина и им. Фрунзе. Поселковая школа 48 располагалась в пос. Караваиха, а ребята были собраны из разных мест Ворошиловского района: Караваиха, посёлков Новый и Старый, деревень Дубёнки, Ляхово, Кузнечиха. Ребята из деревень добирались до школы своим ходом.
В классе было 40 ребят, у 10-х отцов забрала Война. В классах было холодно, на уроках сидели в пальто и разношёрстной одежде, а в перемены все, как цыплята, собирались около печки, под крылом нашей первой учительницы Ольги Ивановны Павловой.
Вот теперь приплыли!!! Сейчас я хочу рассказать о моих Первых Учителях. Когда называешь имена, они возрождаются в памяти Других людей, приобретают материальность и живут дольше. Спасибо им за всё. И СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ. ПОКА МЫ ЖИВЫ, МЫ ПОМНИМ.
Несколько слов о моих детских представлениях об УЧИТЕЛЕ. Для меня учитель был самым важным, главным, умным человеком. Важнее директора какого-то завода. И я был потрясён, когда увидел учителей в многочасовых очередях за продуктами в магазинах, и жили они также бедно, как весь народ в то время.
В 1946 – 1947 году в стране был голод, от которого погибло 1,5 млн. человек, Ольга Ивановна, например, жила в коммунальной квартире деревянного, каркасного двух этажного дома, стены которого засыпались шлаком из местных котельных. В то время основная масса населения посёлков жила в таких домах.
Может эти заметки разбудят память о наших учителях у читателей, у моих ровесников и более молодого поколения.
Первой нашей учительницей, как я уже упоминал, была Ольга Ивановна Павлова. Позднее мы узнали, что муж её погиб на Фронте. Может поэтому всю любовь и заботу она перенесла на нас, детишек, таких разных и непохожих, обделённых родительской любовью и лаской, и выросших во время Войны, тем более, что четвертая часть ребят из класса, уже никогда не увидят своих отцов, и даже на помнят их, и никогда не видели.
Самая отличительная черта, что Ольга Ивановна всех нас звала по именам. А для ребят в возрасте 7 – 8 лет это очень чувствительно и важно.
В основном, мы были все детсадовскими детьми, за исключением ребят из деревень, и поэтому мы не ощущали болезненного перехода от домашнего звучания имени на официальное обращение по фамилии.
Я описываю свои ощущения, но в школу ходил без напряжения и с удовольствием.
Ольга Ивановна в течении 4х лет учила нас чтению, письму и арифметике. Даже после окончания начальной ступени школы, во время учебы в старших классах, во время перемен мы спускались в свой старый класс, погреться около печки вместе с Ольгой Ивановной. Очень сожалею, что делали это не так часто.
Кроме основных предметов: русского языка и арифметики у нас были и другие предметы. Учителем рисования была Софья Ивановна Демидова. Она учила нас рисовать разные предметы по отдельности и вместе. Но почему то это было не моё. Когда я родился, Бог отвернулся. И судя по моим одноклассникам и их успехам, мы все родились в момент, когда мешок с талантами был пустой.
Софья Ивановна была слишком доброй женщиной, и на её уроках творился "балаган". Но я принял её призыв: "Сидите тихо и в четверти получите положительную оценку." В итоге моей учёбы рисованию, на моих рисунках можно было отличить Кошку от Мышки, но с трудом.
Много лет спустя, когда я выбрал техническую специальность, то с тоской вспоминал уроки рисования, хотя уже давно понял и знал, что ИНЖЕНЕР ДОЛЖЕН РИСОВАТЬ ХОРОШО. НО МЫ ВСЕГДА УМНЫЕ ПОТОМ.
А ещё у нас были уроки пения. Раз в неделю в класс приходил со скрипочкой учитель пения Фонтанов Владимир Николаевич. Он заставлял нас петь какую-то известную песню, а это сам в это время, играя мелодию на скрипке, ходил по рядам и слушал каждого ученика на предмет наличия музыкального слуха. Так как я знал только, что петь надо громко, то в число избранных не попал. Бог опять отвернулся от меня.
Первые четыре года у нас не было уроков физкультуры, так как в школе не было спортивного зала. За время учёбы не было никаких кружков. Это была маленькая поселковая двухэтажная школа, построенная в 1937 году. В ней не было даже библиотеки. А все торжественные мероприятия проходили на втором этаже, в вестибюле. На главной стене висела памятная доска, где золотой краской были написаны имена всех учеников школы, погибших во время Войны.
К великому сожалению, при посещении школы в 2019 году, я и мой одноклассник эту памятную доску нигде не обнаружили.
Самым любимым предметом для нас было ВОЕННОЕ ДЕЛО. У меня до сих пор перед глазами стоит высокий и стройный пожилой человек с седыми волосами, одетый в шерстяную гимнастёрку защитного цвета. Звали его Иван Васильевич Замотаев. Из вестибюля первого этажа на второй этаж вели две лестничные клетки. Одна использовалась по назначению, а вторая была Оружейным складом. Позднее, через несколько лет, там хранились лыжи.
В хозяйстве Ивана Васильевича были образцы почти всего стрелкового оружия, бывшего на вооружении в Советской армии во время Войны. Особым почётом пользовались те ученики, которые помогали доставить в класс, на урок, определённые виды оружия.
В те послевоенные годы мы все воспитывались на военной тематике и на героике Войны. А что было более привлекательным для 7 – 12 летнего пацана, как подержать, разобрать и собрать оружие. И мы тогда изучали:
-З-х линейную винтовку Мосина, образца 1891 года )была на вооружении до 1950 года.(
-автомат ППШ с круглым диском (пистолет-пулемёт Шпагина был на вооружении 1940-1965 года)
-пулемёт Дегтярёва с верхним диском (1928-1946 г)
-пистолет ТТ (Токарева) (1930-1947 г.)
-ручные гранаты: обычные, с деревянной ручкой и «лимонки».
А самый «кайф» был, когда класс превращался в тир. Длина класса была около 8 метров. На классную доску устанавливались фанерки с наклеенными мишенями, а с задней парты мы вели «Огонь» из пневматических винтовок. КЛАСС!!! Играли в войну без остановки учебного процесса.
Повальным увлечением школьников в то время изготовление «самопалов» и «поджигов». И во время уроков все упорно трудились «начиняли» свое оружие серой от спичек и в «поджиги» закладывали ещё мелкие кусочки свинца. А после звонка на перемену все наперегонки бежали за сараи и там гремела канонада и шли соревнования на предмет пробивания досок. Слава Богу, все эти увлечения обошлись без эксцессов.
А уже в старших классах всю зиму мы проводили на лыжах. Были установлены спаренные уроки или в начале, или в конце занятий, и мы по улицам Столетова или Резервной, мимо Бани, через сады бегали на Щёлковский хутор. Учителем физкультуры был Николай Фёдорович. Может, кто вспомнит его фамилию.
Но его заповедь я запомнил на всю жизнь: «Цель физических упражнений, чтобы поток крови, обогащённой кислородом, достиг каждой клеточки твоего тела. Если этого не происходит, клетки начинают болеть и отмирают.»
А другой учитель физкультуры Рем Петрович говорил: «У вас, молодых, если после физических упражнений мышцы болят, то радуйтесь. Они укрепляются!»
Самыми светлыми годами учебы в школе были первые четыре года. А потом жизнь изменилась. ВСЁ, ДЕТСТВО КОНЧИЛОСЬ.
Стало много предметов, много учителей, пропало ощущение «домашности» и ты уже стал «фамилией», которую учитель, в лучшем случае, произнесет за четверть три – четыре раза. И ты уже полностью изжил из себя сказку, что «Учитель важнее директора завода». Начались серые, беспросветные, учебные будни, которые растянулись на целых 6 лет.
Для меня учёба в школе была отработкой долга, так как родители в это время много и тяжело работали, и я даже не помню, чтобы кто-то из ребят прогуливал уроки. Из всей нашей серой среды выросла только одна светлая личность, известная в культурной среде города. Я пишу о Лёше Весницком, основателе Фонда Ф.И. Шаляпина, который бился до самой своей кончины за увековечение в городе Памяти Великого Артиста на одном уровне с Памятью М. Горького.
Время нашей учёбы в школе, а это 1946 – 1956 года, было трудным временем для страны и народа. Я не хочу перечислять все трагические события этого периода, так как это не совпадает с назначением заметки, но замолчать совсем эту тему нельзя.
Израненная страна медленно возрождалась из пепла и развалин, и этот тяжёлый процесс сопровождался поиском внутренних врагов и их наказаниями. Это пронизывало всю государственно-административную систему, а так же отражался на образе и уровне жизни простого народа. Мы все, наши родители, наши учителя были заложниками этой системы и её идеологии, что в конечном итоге влияло и на нас, детей.
Небольшой пример-сравнение. В 1946 году в издательстве "Детгиз, вышла первая книга трилогии К. Паустовского «Повесть о жизни». В книге под названием «Далёкие годы» писатель рассказывает о своём гимназическом детстве в начале 20 века (1900-1910 годы). Я обращаю ваше внимание на тот факт, что в старших классах гимназисты читали в подлинниках, на всех языках, всех литературных классиков просвещённой Европы.
А у нас только в 10-м классе был один урок (45 мин.), посвящённый обзору зарубежной литературы. А об уровне знаний иностранного языка я скромно умолчу. Но это не вина наших педагогов, в рамках реального времени, и в установленных идеологических границах, они прилагали все силы, чтобы привить нам основы человеческих ценностей.
Необходимо ещё отметить, что уровень школьного образования давал возможность всем желающим продолжить учёбу в Высших Учебных заведениях.
Большое спасибо вам, дорогие Учителя!!!
Ариэль. Смильг Григорий. 25.12.2021 года.